Как наладить режим школьника?

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Как наладить режим школьника?

 

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Это особенно актуально в начале учебного года, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Ребенку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при любой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки ( «ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т.п. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату для сна нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников составляют: в 1-4 классе – 10-10,5 часов, в 5-7 классе – 9,5-10 часов, в 6-9 классе – 9-9,5 часов, в 10-11 классе – 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Необходимо правильно организовать рабочее место школьника – условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель – один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках, в том числе с использованием компьютерной техники, следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Непрерывная длительность занятий за индивидуальным монитором компьютера составляет: для учащихся 1-4-х классов не более 15 минут, 5-7-х классов – 20 минут, 8-11-х – 25 минут. После чего следует проводить комплекс специальных упражнений, а в конце уроков проводить физические упражнения для профилактики общего утомления, в том числе для: улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и для мобилизации внимания.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований: соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5-4 часа.

Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

При выполнении домашних заданий рекомендуется начинать самоподготовку в 15-16 часов – т.е. в часы максимального физиологического подъема работоспособности ребенка. Напоминаем, что и во время выполнения домашнего задания нельзя забывать о проведении небольших физкультминуток (1-2 минуты).

Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю рекомендует родителям ограничивать длительность выполнения домашних заданий, затраты времени не должны превышать для учеников 2-3-х классов 1,5 часа, 4-5-х классов – 2 часа, 6-8-х классов – 2,5 часа, 9-11-х классов – 3,5 часа.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Автор: Шпакова Е.А.,

районный педиатр

ГБУЗ СК «Левокумская РБ»

по данным Управления

Роспотребнадзора по Ставропольскому краю

Печать

Министерство здравоохранения Российской ФедерацииМинистерство здравоохранения Ставропольского краяadmlevrnask logoТерриториальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края